Институт развития информационного общества
   

Состоялась экспертная сессия «Как извлечь дивиденды из данных для социально-экономического развития» под эгидой Всемирного банка

20 января 2021 года продолжился онлайн-цикл экспертных сессий по вопросам политики в области данных «Данные как ключевой фактор конкурентоспособности российской экономики». В рамках третьей сессии цикла состоялось экспертное обсуждение на тему «Ценность, приобретаемая благодаря данным». Сессия была организована Всемирным банком совместно с Центром стратегических разработок при поддержке Института развития информационного общества (входит в консорциум на базе Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных МГУ имени М.В. Ломоносова) с целью уточнения положений готовящегося доклада Всемирного банка о политике в области данных в России.

В основе исследования Всемирного банка лежит концептуальная схема анализа национальных политик в области работы с данными ведущих стран мира, состоящая из трех основных компонентов: 1) данные как инфраструктура (политики, предназначенные для обеспечения надежного управления данными); 2) доверие к данным (политики, которые создают и поддерживают доверие к экосистеме данных и связанным с ней учреждениям); 3) ценность данных (политика, которая поощряет и облегчает создание ценности с помощью данных). Последнему компоненту была посвящена дискуссия 20 января: эксперты обсудили, как извлечь дивиденды из данных для социально-экономического развития.

Модераторами дискуссии выступили Олег Петров, ведущий специалист по цифровой трансформации Всемирного банка, и Александр Малахов, руководитель направления «Цифровое развитие» Центра стратегических разработок.

«За последний год Всемирный банк подготовил проект аналитического доклада по политике в области данных в России. Мы общались с представителями государства, науки, частного бизнеса, гражданского общества… Предыдущие беседы принесли нам большое количество очень важных и нужных комментариев. Наша команда сейчас работает над обновлением разделов доклада, которые мы обсуждали ранее. Сегодня мы предлагаем поговорить о том, как данные приносят выгоду, как правительства содействуют этим процессам, какой политики придерживаются и к чему это приводит», – во вступительном слове сообщил Рено Селигманн, директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации.

«Ключевой вопрос, который нас больше всего интересует, – это как данные могут повлиять на качество жизни населения и деловой среды, глобальную конкурентоспособность страны, экономический рост, борьбу с бедностью. Национальная политика должна способствовать именно тому, чтобы такая ценность данных создавалась, а именно – через цифровые инновации и использование новых технологий… Но здесь мы сталкиваемся с рядом непростых вопросов. Например, вопросами совместного использования данных: как оптимизировать работу с данными и защитить их, когда владельцы данных предоставляют доступ другим… [Возникают] вопросы владения данными: например, если данные об урожае собираются машиной, кому они принадлежат – производителю комбайна, фермеру или владельцу земли? Правительства по всему миру находятся в активной фазе обсуждения того, как оптимизировать все эти процессы. Сюда же относится политика по отношению к цифровым платформам, цифровой промышленности и цифровому бизнесу. В целом важно создать правильные условия для их работы, но не допустить нарушения прав человека или антиконкурентного поведения среди компаний, которые собирают большие объемы данных», – подытожил Рено Селигманн.

«Разделяя ценности о том, что необходимо всеми способами повышать ценность использования данных для пользователей (как бизнеса, государства, так и граждан), считаю, важно было бы… поговорить даже не о фактическом положении дел, а скорее о том, как надо конструировать структуры в тех секторах, которые еще в недостаточной степени цифровизованы…, поговорить о тех данных, которые еще не сформированы и которые, как мы предполагаем, будут расти в ближайшее время. В частности, в докладе уделяется значительное внимание вопросу промышленных данных и данных, которые будут генерироваться за счет формирования платформ в разных секторах», – сообщил президент Центра стратегических разработок Владислав Онищенко.

Эндрю Стотт, один из соавторов доклада, ведущий консультант Всемирного банка по цифровой трансформации, ранее руководитель data.gov.uk, описал, каким образом данные создают ценность с точки зрения государственных услуг (повышение качества предоставляемых услуг, приоритизация ресурсов, подотчетность государственных служащих), производства товаров и услуг (повышение качества, снижение затрат, внедрение инноваций), оптимизации экономики (сопоставление спроса и предложения, снижение барьеров для входа на рынок, трансакционных издержек), развития бизнеса, основанного на данных (платформ, посредников данных, услуг на базе навыков и компетенций).

«Можно извлечь больше ценности из данных, если пользователи могут получить доступ к большему количеству данных – не только своих, но и данных из других источников», – обратил внимание Эндрю Стотт. При этом потоки данных (от создателей данных к пользователю) имеют различные направления: B2B, B2G, G2B и G2G. Каждому из направлений соответствуют определенные механизмы доступа к большому количеству данных.

Ярослав Еферин, консультант Всемирного банка по цифровой трансформации, российский соавтор готовящегося доклада, озвучил предварительные рекомендации в области ценности данных, обращенные национальному правительству. Рекомендации распределены по нескольким блокам: совместное использование данных (B2B, B2G, G2B и G2G), обладание данными, цифровые платформы, цифровизация промышленности, привлечение и развитие цифрового бизнеса, навыки и компетенции. В частности, в рамках блоков, посвященных цифровым платформам и цифровой индустрии, рекомендовано поддерживать разработку стандартов в области данных.

Деклан Дизи, бывший директор DIGIT, Европейская комиссия, рассказал о политике Евросоюза в области работы с данными: «Европейский союз имеет стратегию использования данных на этот год. Она полностью ориентирована на будущее, на создание общеевропейского пространства данных, возможность повторного использования данных государственного и частного секторов, обмен данными и совместное использование данных предприятиями, инвесторами и так далее. Единое европейское пространство данных – это, по сути, такое пространство, которое обеспечивает бесперебойный обмен данными как частного сектора, государственных ведомств, так и науки…, инфраструктуру совместного использования данных, обмен компетенциями, создание соответствующих структур управления и формирование нормативной правовой базы. Все это приоритеты Европейского союза, которые нацелены на зеленое восстановление, и данные здесь будут играть ключевую роль».

По словам Юрия Хохлова, одного из российских соавторов доклада, председателя совета директоров Института развития информационного общества, руководителя проекта «Мониторинг и стандартизация развития и использования технологий хранения и анализа больших данных в цифровой экономике Российской Федерации» Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ, принятие Евросоюзом стратегии работы с данными было связано с его значительным отставанием от США и Китая в области работы с персональными данными, а также сосредоточением громадных массивов этих данных у транснациональных корпораций. «Европейский союз озаботился тем, чтобы хотя бы промышленные данные можно было накапливать и извлекать из них дивиденды. России точно так же нужно проактивно формировать свою собственную политику работы с данными», – уверен эксперт.

Как сообщил Деклан Дизи, совместное использование данных сталкивается с определенными барьерами со стороны тех, кто этими данными обладает. Например, существует «синдром удержания данных». Для преодоления таких барьеров необходимо формировать новую культуру, которая будет выгодна как гражданам, так и организациям. «В этом смысле семантическая совместимость, функциональная совместимость данных будут играть первостепенную роль», – обратил внимание Деклан Дизи.

«Вопросы обеспечения семантической интероперабельности и общенациональной системы НСИ [нормативно-справочной информации] в России пока не решены, поэтому, как в ЕС, говорить о едином пространстве данных мы, увы, не можем. Потому и сформулирована рекомендация по разработке и утверждении национальной стратегии работы с данными в Российской Федерации», – поделился в чате конференции Юрий Хохлов.

Представленные в проекте доклада рекомендации далее прокомментировали российские эксперты.

Борис Рабинович, старший управляющий директор департамента управления данными Сбера, поддержал основные выводы доклада: «Хочется подписаться если не под каждым словом, то под большинством слов, которые там написаны». Эксперт также рассказал об опыте Сбера в сфере обмена данными и обратил внимание авторов доклада на следующие вещи: «Создать в одном месте сервис с общедоступными данными, которые стандартизованы (я имею в виду не спорно общедоступные, а реально общедоступные, какие-то общегосударственные справочники, общегосударственные реестры, чтобы любая компания в нашей стране могла подписаться и получить этот сервис) – это уже был бы большой шаг. Мы тратим достаточно большие усилия на то, чтобы интегрироваться с многочисленными источниками, где эти данные лежат».

«[Следующая] проблема, с которой мы сталкиваемся: каждый шаг в этой области, как найти синергию с государством, с коллегами из соседних больших компаний, наталкивается на то, что у нас очень часто связаны руки законодательством и теми трактовками законодательства, которые используют различные регуляторы – или могут использовать (когда мы просто боимся, что можем попасть под что-то). Здесь, безусловно, необходимо работать с “опрозрачиванием” формулировок, законодательства. И здорово, что на уровне государства эту проблему видят и достаточно много инвестируют в ее решение (в том числе с помощью внедрения экспериментального правового режима в Москве)», – добавил Борис Рабинович.

Александр Малахов, руководитель направления «Цифровое развитие» Центра стратегических разработок, будучи согласным с выводами доклада, высказал ряд предложений. Эксперт, в частности, считает, что данные бывают разных видов, отчего не стоит рассматривать их как единое целое. По мнению Александра Малахова, стоит также учитывать федеративное устройство России, при котором федеральный, региональный и муниципальный уровни отличаются особенностями регулирования.

«Есть такая характеристика, как потоковый режим изменений, то есть мы постоянно находимся в циклах небольших изменений, которые в целом приводят к достаточно быстрым кардинальным сдвигам. Законодательство уже сейчас не успевает… Более полутора лет – это цикл принятия федерального закона или изменения в федеральный закон… Возможно, стоит говорить не просто о правовом регулировании, а о принципах этики, которые являются основой для дальнейшего правового регулирования. Таким образом мы введем некоторые понятные правила игры. Даже если они не облечены в нормативный правовой акт конкретной силой, можно говорить о том, что есть некоторые принципы, которым государство в том или ином виде все равно будет следовать», – отметил эксперт.

«Искренне поддерживаю сам проект и само направление, хотел бы пожелать, чтобы каких-то конкретных рекомендаций, приоритетов с учетом анализа и мирового экономического [состояния] было бы здесь побольше», – поделился в рамках панельной дискуссии Анатолий Дюбанов, министр цифрового развития и связи Правительства Новосибирской области.

Эльза Ганеева, менеджер по работе с госорганами Microsoft, подтвердила наличие проблемы неэффективного использования данных, которая затронута в докладе. «Что меня больше всего удивляет на данный момент: всего лишь 0,1% всего объема данных являются открытыми данными. А компании используют, анализируют, наверное, 1-2% тех данных, которые у них накоплены. Как правило, большее количество данных просто находится где-то на серверах, лежит, никто не возвращается к их повторному использованию», – сообщила Эльза Ганеева. По ее словам, одна из причин этой проблемы – нехватка специалистов в области аналитики данных, что также отражено в докладе.

Эльза Ганеева предложила авторам расширить рекомендации по этике использования данных (в том числе с точки зрения интеграции таких рекомендаций в законодательство), сформировать требования к практическим решениям государственных органов и непосредственно к поставщикам этих решений на основе принципов прозрачности, безопасности и конфиденциальности, а также пожелать госорганам использовать риск-ориентированный подход к работе с данными и проводить оценку воздействия внедряемых решений.

Михаил Парфентьев, советник по цифровым проектам ПАО «Мегафон», в частности, предложил пристальнее рассмотреть потоки данных в направлениях B2C и C2B, а также для лучшего восприятия рекомендаций проиллюстрировать их бó‎льшим количеством практических примеров.

Алексей Нейман, исполнительный директор Ассоциации больших данных, сообщил о корректности выводов доклада, добавив: «По разделу B2B не увидели в рекомендациях вопрос отнесения данных к различным специфическим режимам (персональные, тайные и прочие)».

По мнению эксперта, Национальная система управления данными заслуживает упоминания не только в разделе G2G, но и в разделах B2G и G2B.

Дмитрий Тер-Степанов, заместитель генерального директора, директор направления «Нормативное регулирование» организации «Цифровая экономика», также выразил мнение о полезности готовящегося доклада, отметив, что анализ российского опыта и национальные рекомендации могли бы быть более детальными.

«Мне очень понравился ряд акцентов (в частности, про подходы к семантической интероперабельности)… Единственное, что хотел бы отметить: мне кажется, могут звучать намного ярче слова о том, что мы говорим не об отдельных технологиях в вакууме, а о том, как эти технологии взаимодействуют между собой. Именно на бесшовности и связанности взаимодействия всех цифровых технологий, мне кажется, нужно сделать определенный акцент с точки зрения того, чтобы это стало действительно работоспособным, эффективным хоть в нормативно-техническом, хоть в нормативно-правовом разрезе», – поделился мнением Никита Уткин, председатель ТК 194 «Кибер-физические системы».

Саян Доржиев, директор по продажам Gartner, предположил, что в рамках развития доклада может быть использован сценарный подход.

Итоги дискуссии подвел Юрий Хохлов: «Одна из основных рекомендаций заключается в том, что России нужна собственная национальная стратегия работы с данными, а также дорожная карта или план действий по ее реализации. Чем быстрее такая стратегия будет сформулирована и принята, тем будет лучше. Основными целями стратегии должны быть те социально-экономические эффекты, дивиденды, которые достигаются в ходе ее реализации. Очень важно смотреть на работу с данными во всем комплексе сквозных цифровых технологий. Могут сказать, что в России есть национальная стратегия развития искусственного интеллекта, в которой отражена позиция, что технологии искусственного интеллекта опираются на работу с большими данными, но эта стратегия касается только искусственного интеллекта, тогда как другие сквозные цифровые технологии в ней не затронуты».

Эксперт добавил: «Когда будет начато обсуждение и утверждение национальной стратегии работы с данными, крайне важно привлечь к этому всех основных стейкхолдеров: это не только органы власти, бизнес, но и гражданское общество (в том числе непосредственные пользователи), научно-образовательное сообщество, которое по-своему работает с данными и для которого тоже важно совместно использовать их. В стратегии должны также решаться вопросы владения данными: хотя мы этим термином пользуемся, в нашем законодательстве это понятие до сих не отрегулировано ни на нормативном, ни на техническом уровне, поэтому нам приходится придумывать некие эвфемизмы того, как обладать данными. Это не всегда позволяет инвесторам и крупным компаниям вкладываться в проекты экономики данных, так как существует риск потерять инвестиции».

Авторы доклада поблагодарили экспертов за полезные комментарии, которые будут учтены при доработке доклада. Планируется, что его подготовка будет завершена в ближайший месяц.

В качестве слушателей в мероприятии приняли участие Татьяна Ершова, генеральный директор Института развития информационного общества, координатор направления развития партнерских отношений Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ, и Сергей Афанасьев, ведущий специалист Центра.

Источник: веб-сайт Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ