Институт развития информационного общества
   

Юрий Хохлов выступил на Всероссийском форуме «Цифровая эволюция», который состоялся в Калуге

12 августа 2021 года в рамках Всероссийского форума «Цифровая эволюция» в Калуге состоялся круглый стол, посвященный концепции Национального индекса развития цифровой экономики РФ.

Юрий Зарубин, заместитель директора Департамента координации программ и проектов Минцифры России, рассказал об общих подходах к разработке Национального индекса развития цифровой экономики РФ. По словам спикера, глобальная цель создания индекса – помочь различным категориям стейкхолдеров (федеральным и региональным органам исполнительной власти, бизнесу, научно-экспертному сообществу, гражданам) принимать обоснованные решения, которые бы способствовали цифровой трансформации в регионах. В свою очередь это должно привести к повышению качества жизни населения и обеспечению равного доступа к цифровым технологиям.

В задачи индекса входят, во-первых, оценка, сопоставление и ранжирование российских регионов по уровню цифровой трансформации. Во-вторых, определение сильных сторон и резервов роста цифровой трансформации в субъектах России. В-третьих, формирование эффективного инструмента для принятия управленческих решений, а также определение приоритетных направлений государственной поддержки в области цифровой трансформации регионов. «Управленческие решения здесь могут быть самые разные – начиная от принятия решения о необходимости выделения тех или иных субсидий на основе пробелов, которые рейтинг должен выявить, вплоть до написания важных нормативных правовых актов», – пояснил Юрий Зарубин.

Для расчета индекса, помимо официальных статистических данных Росстата, федеральных органов власти и отраслевых автономных некоммерческих организаций, планируется использовать данные операторов связи и банковского сектора. Для формирования сравнительной аналитики дополнительно проводится анкетирование представителей региональных органов власти. «Все показатели <…> будут перепроверяться – достоверность данного рейтинга будет очень высокой», – отметил спикер.

На данный момент МГУ имени М.В. Ломоносова, который ранее выиграл двухлетний контракт на разработку данного индекса является в лице Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных МГУ (Центр НТИ МГУ) непосредственным разработчиком. Московский университет доработал концепцию индекса, актуализировал состав входящих в него показателей и методики их расчета. Индекс будет рассчитываться ежегодно. Ориентировочно его первые результаты планируется публично представить в феврале-марте 2022 года. Субъекты России будут распределены по трем группам: регионы-лидеры, развивающиеся регионы и регионы, которые нуждаются в поддержке.

При разработке индекса также планируется провести серию дискуссий с экспертами и представителями регионов, чтобы выявить резервы повышения его эффективности.

Олег Карасев, проректор МГУ, соруководитель направления коммерциализации Центра НТИ МГУ, во время своего выступления рассказал о методологических особенностях будущего индекса и показателях, положенных в основу концепции его построения.

«Этот индекс важен с точки зрения поддержки процессов принятия управленческих решений не только на государственном уровне, но и на корпоративном. И даже на уровне граждан, потребляющих те или иные цифровые услуги», – подчеркнул спикер.

Принятая разработчиками концептуальная основа процесса цифровой трансформации соотносится с многолетней международной практикой построения соответствующих индексов, действующими в России нормативными документами, а также теоретическими работами ведущих мировых ученых. Данная методологическая основа учитывает три составляющие:

  • Факторы (человеческий капитал, инвестиционный климат, институциональная среда, цифровая инфраструктура, наука, технологии и инновации);
  • Стейкхолдеры (сектор госуправления, предпринимательский сектор, сектор науки и образования, сектор домохозяйств);
  • Достигаемые социальные и экономические эффекты.

По словам Олега Карасева, структура создаваемого индекса содержит шесть основных показателей, или субиндексов:

  • Институциональная среда (управление цифровой трансформацией субъекта, нормативно-правовая среда);
  • Инфраструктура и доступ (сетевая, информационная инфраструктура);
  • Потенциал цифровой трансформации (инвестиционный климат, наука, технологии и инновации, человеческий капитал);
  • Цифровая трансформация госсектора (сектор госуправления, сферы здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта);
  • Цифровая трансформация бизнеса (интеграция цифровых технологий в бизнес-процессы);
  • Цифровая трансформация общества (цифровое потребление, цифровая безопасность).

Показатели, которые учитываются при расчете индекса, группируются в итоговое интегральное значение – от 0 до 100 баллов. «Соответствующим образом нормируются все показатели, входящие в состав рейтинга. Это важно для сводного представления показателей, которые изначально несопоставимы друг с другом, имеют разные единицы измерения и законы распределения», – уточнил Олег Карасев.

По результатам расчета индекса для каждого региона будет сформирован паспорт, в котором, кроме информации о месте в рейтинге, будут также обозначены вклад цифровизации в ВРП, масштаб сектора ИКТ, характеристика качества региональной политики в сфере цифрового развития и конкретные рекомендации, которые могли бы положительно повлиять на уровень цифровой трансформации.

В рамках круглого стола было отмечено, что при расчете Национального индекса развития цифровой экономики РФ будут учтены результаты рейтинга «цифровой зрелости» регионов.

В качестве спикеров с докладами также выступили:

  • Василий Слышкин, директор Департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры;
  • Юрий Хохлов, председатель совета директоров Института развития информационного общества;
  • Александр Зорин, директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика»;
  • София Павлова, руководитель программы «Руководитель цифровой трансформации» Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС;
  • Павел Шиляев, директор Проектного офиса интеграционных решений ПАО «Ростелеком».

Экспертами мероприятия стали:

  • Галина Ермилова, независимый эксперт;
  • Александр Швецов, заместитель директора ФИЦ «Информатика и управление» РАН.

Юрий Хохлов, выступая, выразил не только свое личное мнение, но и позицию экспертной группы «Архитектура цифрового правительства» рабочей группы «Цифровое госуправление АНО «Цифровая экономика», которой он руководит.

Он отметил, что часто задаются вопросы, нужен ли вообще такой индекс, чему он служит и какие задачи решает. Это не новое упражнение: история рейтингования субъектов Российской Федерации по использованию ИКТ для развития восходит еще к началу двухтысячных годов. Такой рейтинг, безусловно нужен, т.к. он способствует решению задачи, поставленную еще в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (2008 год), а именно преодоления информационного / цифрового неравенства между регионами. В соответствии со Стратегией различия между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития не должны превышать 2 раз. Эта задача ранее решалась в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» и государственной программы «Информационное общество», а сейчас – в рамках отдельных федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Но просто рейтинговать регионы не нужно, следует оценивать разницу в уровне цифровой зрелости между отстающими регионами и регионами-лидерами и двигаться в направлении предоставления всем гражданам страны равных возможностей через использование цифровых технологий.

Насколько служит предлагаемый Индекс решению этой социальной задачи? На данном этапе разработки мы, прежде всего, должны сосредоточиться на целеполагании, о котором в своем выступлении говорил Александр Швецов, и соответствующем наборе показателей. Нам нужно выделить и в явном виде представить те показатели, которые характеризуют достижение социально-экономических эффектов за счет цифровой трансформации:

  • Каков вклад цифровой трансформации в ВРП?
  • Как растет качество услуг? Насколько наши граждане и организации удовлетворены этими услугами? Насколько сокращается время предоставления государственных услуг? Насколько госуслуги становятся удобными?
  • Какие изменения происходят в сфере социальных услуг, на рынке труда? И т.п.

Характеризуя цифровую зрелость, как считает Ю. Хохлов, нужно больше смотреть не на количественные показатели, которые мы научились измерять, а на эффекты. Пока что Росстат и другие ведомства собирают статистику, относящуюся к предыдущему этапу развития информационного общества, когда мы просто радовались тому, что подключили большее количество школ или медицинских организаций, поставили большее количество компьютеров, получили больше пользователей интернета в стране. Но мы не смотрели, какие из всего этого извлекаются социально-экономические выгоды, что и должно быть во главе угла при формировании Национального индекса, при характеристике цифровой зрелости. Сама по себе она (цифровая зрелость) вряд ли нужна. Это первый и главный посыл, которым должны руководствоваться разработчики.

Вторая проблема заключается в том, что мы не обладаем подобными сведениями о цифровой трансформации. У нас нет данных по радикальным, подрывным изменениям, которые несут с собой цифровые технологии, мы не умеем собирать их с помощью федерального статистического наблюдения. Поэтому мы должны существенную часть усилий и ресурсов направить на сбор данных для новых показателей и научиться их рассчитывать. В мире уже многие этим начали заниматься. Например, в рамках Группы двадцати (G20) уже не первый год действует рабочая группа по измерению цифровой экономики и формулирует рекомендации по тому, на что следует обращать внимание. Пока что при построении Национального индекса развития цифровой экономики в Российской Федерации это не учитывается.

Третий тезис Ю. Хохлов адресовал Минцифры и другим органам власти: мы должны очень четко выстроить декомпозицию показателей от федерального уровня на региональный. Надо исходить из общенациональных целей, причем не только с точки зрения цифрового развития. Говоря о нижнем, минимально допустимом уровне цифровой зрелости, предлагается не рассуждать в парадигме проектов. Нужно говорить о том, каким образом используются те или иные цифровые технологии, которые могут использоваться в разных проектах. Мы должны измерять то, как влияют цифровые технологии на ту или иную сферу деятельности. Очень важным моментом является производство и внедрение этих технологий как на национальном уровне, так и на региональном. Если в регионе нет компаний, которые не в состоянии хотя бы доработать предлагаемые типовые решения, то это означает, что этот субъект федерации должен будет платить не своим разработчикам, а чужим, и деньги будут уходить в экономики других регионов (или других стран). Поэтому в регионах необходимо поддерживать цифровой сектор экономики. Это тоже очень важный фактор цифрового развития, который нужно измерять и учитывать.

Как считает Ю. Хохлов, в деле мониторинга развития цифровой экономики в стране нужно сделать еще один «подход к снаряду», пересмотреть систему показателей, особенно для уровня цифровой зрелости отраслей. Это нужно сделать в рамках широкого обсуждения с привлечением всех заинтересованных сторон: органов власти на всех уровнях, бизнеса, научно-образовательного сообщества, общественных организаций. Сейчас не время для обсуждения отдельных показателей предлагаемого Индекса, пока не сформирована концептуальная схема, учитывающая эффекты от цифровой трансформации.

Источники: Центр НТИ МГУ, ИРИО