Институт развития информационного общества
   

Юрий Хохлов участвовал в экспертном обсуждении готовности отраслей к внедрению технологий искусственного интеллекта

14 апреля 2021 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялось экспертное обсуждение итогов 2020 года в сфере искусственного интеллекта и инициатив, направленных на развитию аналитики в этой области.

Об основных событиях прошлого года и первого квартала текущего года в отрасли искусственного интеллекта рассказал директор по направлению «Искусственный интеллект» АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк. Он отметил, что в 2020 году были утверждены Национальная стратегия развития ИИ до 2030 года, Концепция развития ИИ и робототехники и Федеральный проект «Искусственный интеллект». Также была упрощена регистрация систем ИИ в здравоохранении, президент выдал поручения по внедрению технологии в отраслях, был утвержден план мероприятий по тестированию беспилотного транспорта. В начале 2021 года вышло постановление правительства о выделении 1,4 млрд рублей на поддержку стартапов в области искусственного интеллекта.

Для реализации федерального проекта было принято решение создать Центр экспертизы, добавил заместитель руководителя АЦ, руководитель Центра экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» Сергей Наквасин. «Мы должны обеспечить поддержку различных мероприятий проекта, а также реализовать несколько собственных структурных инициатив. Все это мы планируем реализовать в партнерской модели с уже устоявшимися участниками рынка», — рассказал эксперт. Одна из задач центра, по его словам, — обеспечить аппарат правительства комплексной информацией о том, что происходит в стране с технологиями ИИ и рынком в целом.

Центр экспертизы займется мониторингом текущей ситуации в сфере искусственного интеллекта и анализом «фронтиров» НТР для выявления и визуализации актуальных научно-технологических «фронтиров» на основе анализа больших объемов данных методами ИИ. «Эта серьезная работа нужна для определения технологических приоритетов развития науки и технологий в России», — пояснил Наквасин. Также сотрудники центра будут выявлять проблемные зоны развития искусственного интеллекта в нашей стране. Кроме того, планируется создание AI.Навигатора — национального онлайн-портала в сфере искусственного интеллекта, который станет единым информационным пространством для сообщества, агрегатором ключевых событий и сообщений по теме ИИ и инструментом развития рынка. Сейчас центр готовит Дайджест событий в области искусственного интеллекта в мире. Первый экземпляр уже опубликован.

Одним из ключевых направлений работы центра станет определение индекса зрелости компаний приоритетных отраслей к внедрению искусственного интеллекта. «Оценка компаний в отраслях экономики по уровню обеспеченности достаточными возможностями и ресурсами для внедрения искусственного интеллекта в свою деятельность и его использования для повышения эффективности — важнейший инфраструктурный проект для нас. Это способ ускорить внедрение компаниями технологических решений», — добавил Наквасин.

Оценивать зрелость компаний будут по 9 факторам: использование ИИ, эффекты для бизнеса, разработка отраслевых решений, кадры и компетенции, инфраструктура и данные, исследования, безопасность, корпоративное управление, отраслевая структура и регулирование. Эксперты уже приступили к расчету индекса ИИ-зрелости промышленности и обработали 230 анонимных анкет от предприятий.

Участникам дискуссии представили аналитический отчет Альманах «Искусственный интеллект» Индекс 2020, подготовленный Центром компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Искусственный интеллект» на базе МФТИ. В нем содержится ежегодный отчет, подводящий итоги года и публикующий показатели отрасли ИИ в России.

В обсуждении участвовал председатель Совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов. Он отметил, что по целому ряду показателей, упомянутых в отчете, есть вопросы и акцентировал один из них: траты государства на развитие ИИ посчитаны только те, которые произведены через институты развития, причем они представляются заниженными раза в 2-3, ведь не учтены расходы на программы, которые идут через Минообрнауки России. Также не учтены средства на госзадания, выполняемые в вузах и академических институтах. Чтобы цифры были корректными, нужно работать с Минобрнауки, проводить полноценные обследования организаций науки и образования. По-другому эту информацию получить не удастся. Такие обследования необходимы не только для мониторинга расходов бюджета, но и для получения значений по целому ряду других показателей. Также нужно опрашивать коммерческие компании, сколько они тратят на развитие и использование ИИ. Без этого достоверной картины получить невозможно.

Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации