Институт развития информационного общества
   

В журнале «Экономические стратегии» вышла статья Александра Райкова по проблеме сильного искусственного интеллекта

В журнале «Экономические стратегии» вышла статья-мнение, посвященная проблеме сильного искусственного интеллекта (ИИ), Александра Райкова, члена Наблюдательного совета Института развития информационного общества.

В статье отмечается, что «современные системы ИИ могут только распознавать, прогнозировать и отвечать на вопросы, но им недоступно мышление, понимание, объяснение и постановка проблем. Невозможность дать объяснение порождает недоверие к выводам, сделанным с помощью таких систем. Так было, когда много лет назад на рынке появились экспертные системы (тогда с этой проблемой справились), то же ограничение пока характерно и для современных нейронных сетей.

Человек способен принимать правильные и одновременно некаузальные (беспричинные) решения, обладает интуицией, может медитировать и впадать в транс, у него есть загадочная душа. Только человеку доступна идея сознания. По всей видимости, именно эти аспекты являются предметом для возможного развития современного ИИ в направлении сильного ИИ. Для его построения надо менять парадигму развития ИИ.

Сильный ИИ – это может быть гибридная киберфизическая система систем. В новой парадигме необходимо явно включить в работу системы ИИ наблюдателя, то есть человека, который рефлексивно и когнитивно влияет на ситуацию. Такая включенность делает постановку задач обратной, некорректной, причем в когнитивных (неформализуемых) пространствах. Для их решения можно использовать большеобъемные эволюционные вычисления. Вместо логико-лингвистической или нейросетевой репрезентации объектов и событий необходимо углубиться на атомарный уровень их семантической интерпретации. Тогда семантика моделей ИИ становится квантово-релятивистской. Континуальная мощность такой семантической интерпретации в статике на 30-50 порядков выше традиционной. Это совсем не идея квантового компьютера с суперпозицией дискретных состояний квантовых частиц, а принципиально другое.

При построении парадигмы сильного ИИ необходимо принять во внимание явления коллективного бессознательного, энергетической сингулярности, квантовой нелокальности, корпускулярно-волнового дуализма, термодинамических и релятивистских эффектов, взаимосвязи низкотемпературной плазмы с веществом мозга и тела, свободных флюктуаций вакуума, спонтанного поведения естественных нейронов. Надо будет сопоставить эксперимент с двумя щелями, когда квантовая частица интерферирует с бесконечным числом теневых частиц, с семиотическими аспектами герменевтики слов. Незамеченной не должна остаться возможная взаимосвязь космических струн с квантовыми суперструнами, наполняющими атомы инструментальной среды сильного ИИ. Необходимо при этом учесть загадочность единой теории поля, темной энергии и темной материи. Эти и многие другие явления пока не имеют убедительных каузальных объяснений. По-видимому, их поможет найти сам процесс построения сильного ИИ.

Таким образом, поставить правильно фундаментальные вопросы, найти и обосновать корректные ответы на них, по всей видимости, способен некий гибридный сильный ИИ. Он включает в себя коллективный интеллект и новые инструменты сильного ИИ. Для его построения необходимо сменить парадигму создания систем ИИ, углубиться в атомарную пропасть и подняться в космическую высь. Одновременно под это требуется развить институциональные основы коллективного научного сознания, инструменты коммуникаций и виртуального сотрудничества».

Александр Николаевич Райков — доктор технических наук, действительный государственный советник РФ 3 класса, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, ведущий научный сотрудник Института проблем управления Российской академии наук, руководитель департамента интеллектуальных технологий Национального центра цифровой экономики МГУ, профессор МИРЭА – Российского технологического университета.

Источник: сайт Центра хранения и анализа больших данных при МГУ имени М.В.Ломоносова

Фото: Аналитический центр при Правительстве РФ.

Текст: журнал «Экономические стратегии».