Институт развития информационного общества
   

Татьяна Ершова участвовала в обсуждении темы «Госуслуги могут стать недоступными без биометрии» в прямом эфире радио «Говорит Москва»

10 марта 2021 года в 16:00 вышла в эфир программа «Информационный канал» на радио «Говорит Москва». Ведущий программы Юрий Будкин сослался на свежую публикацию газеты «Коммерсант», где комментировались опасения , что некоторые госуслуги могут стать недоступными без биометрии. Минцифры России предлагает активизировать сбор биометрических данных: в ведомстве за два года планируют увеличить число записей в Единой биометрической системе (ЕБС) с нынешних 164 тысяч до 70 миллионов, то есть в системе должен оказаться каждый второй гражданин России. Стимулировать такой рост, по некоторым заявлениям, хотят с помощью административных мер: не сдал биометрические данные – не получаешь доступ к ряду госуслуг.

Ведущий задал несколько вопросов Татьяне Ершовой, генеральному директору Института развития информационного общества и главному редактору научно-аналитического журнала «Информационное общество».

Первый вопрос: Почему не удается получить согласие граждан на сбор их биометрических данных, почему они не бегут оставлять свои биометрические слепки?

Т. Ершова предложила не обобщать, так как многие граждане делают это добровольно и даже с удовольствием, понимая, что благодаря этому они могут быстрее получать государственные услуги именно в удаленном режиме, что весьма актуально в наше время. Другие сопротивляются этому, и у них есть свои аргументы. Поэтому стоит говорить о тех, кто понимает важность биометрии для получения услуг (государственных и не только) в удаленном режиме, и о тех, кто опасается передавать биометрическую информацию, понимая, что защищенность персональных данных – это проблема, которая неплохо решается, но сбои все же могут иметь место.

Второй вопрос: Что можно сделать с биометрическими данными человека?

Т. Ершова заметила, что преступники могут проникать в самые разные сферы нашей жизни, и здесь это тоже исключить нельзя. Однако биометрические данные, по ее мнению, все-таки более надежно защищены, чем бумажный паспорт или иной документ, который могут украсть или который можно потерять по рассеянности. А биометрические данные будут храниться в надежной ЕБС, которая сейчас приобретает статус государственной информационной системы. Ее надежное функционирование обеспечивает Ростелеком в соответствии с требованиями ФСБ и ФСТЭК. Конечно, бывает так, что, система может не распознать голос или лицо человека или, наоборот, признать голос или лицо совсем другого человека, но такие сбои – вещь крайне редкая, поэтому она ратует за введение биометрии в России, тем более что это общемировой тренд. Люди верят, что это сделает нашу жизнь удобнее и безопаснее.

Третий вопрос: Но верят-то всего 164 тысячи из более чем 140 миллионов, а чиновники хотят, чтобы уже через два года было 70 миллионов. Заставить удастся?

Т. Ершова подчеркнула, что никто никого никуда насильно не загоняет. Недавно Юрий Парфенов, директор департамента реализации стратегических проектов Минцифры России, сказал, что для получения госуслуг использование технологий биометрической идентификации не будет обязательным. Да, власти пытаются стимулировать распространение биометрической идентификации, и здесь она полностью поддерживает усилия государства, которое идет по пути цифрового развития. Сейчас показатель еще очень низкий, но это можно объяснить тем, что людям не хватает информации. Их надо просвещать, и в этот процесс должны включиться средства массовой информации. Они должны объяснять населению, какие могут быть проблемы, как их решать и какие это дает преимущества, а их намного больше, чем проблем.

Четвертый вопрос: А в чем эти преимущества? Если в системе будет мое лицо или мои пальцы, меня быстрее обслужат?

Т. Ершова уверена, что это будет быстрее. И особенно это важно для предоставления удаленных услуг, что исключительно актуально для некоторых регионов, где некоторые услуги плохо или вовсе не доступны в очном режиме.

Доступ к записи передачи можно получить на сайте радиостанции «Говорит Москва».